Город говорит
Текст: Дарья Максимович
Фотограф: Дмитрий Лиховидов
Вместе с архитектором Анатолием Мосиным прошли по Большой Садовой от Театральной площади до проспекта Буденновского. Поговорили о новой городской навигации, шрифтах и дизайн-коде.
«Основная функция навигации - это, разумеется, показывать «куда идти», но навигация также может еще очень хорошо подчеркивать аутентичность общественных пространств, привязываясь к каким-то историческим событиям, имеющим отношение к конкретной локации, ее особенностям, которые касаются народностей, языков, ремесел и так далее. Еще одна функция навигации, актуальная, в основном, для гостей города - это предоставление информация о дополнительных опциях на маршруте. В зависимости от насыщенности культурной программы, которую город может предложить, эта навигация может представлять из себя просто памятные таблички или пешие маршруты, или комбинацию самостоятельных пеших маршрутов с точками, где можно воспользоваться услугами гидов, например.

Повторюсь. Говоря о навигации мы выделяем базовую функцию, культурно-историческую и просветительскую, сервисную. Но мне кажется, есть еще четвертая функция, которая должна присутствовать в трех предыдущих - это создание некоего дизайн-кода. Город может разговаривать с человеком на разных языках - может косноязычно, а может достаточно интересно и свежо. Именно дизайн-код определяет, в какую форму будет это сообщение обличено.
Здесь язык очень понятный, достаточно казенный, но выполненный профессионально, я бы даже сказал, на уровне общемировых стандартов. Такую навигацию не везде в мире увидишь.
Смотрите. Здесь есть правильный шрифт, который хорошо считывается, как на кириллице, так и на латинице. Мне кажется, это именно специальный шрифт, у него нет засечек, большие расстояние между буквицами, написание довольно необычное - только заглавные буквы, без выделения. Дальше не буду описывать, потому что какой-нибудь Артемий Лебедев сейчас может меня проклянуть и сказать, что все это неправильно и нехорошо, но у меня свое видение и спорить ни с кем не буду. Мне кажется, что именно такой способ написания хорошо считывается и теми, кто плохо видит, и теми, кто не совсем хорошо читает по-русски. Если не рассматривать это как графическое достижение, то свои функции такая навигация выполняет хорошо. Я бы еще обратил внимание на основу. Это профессиональное основание, которое отражает любой свет так, чтобы при любом освещении достигалась максимальная контрастность. Компоновка табличек тоже очень понятна, понятны и пиктограммами. Я, действительно, не во всех странах мира и даже в Европе видел такие.

До чемпионата мира навигация в городе присутствовала по остаточному принципу. Она была либо такая отчетливо лозунговая и появлялась там, где требовалось сделать дополнительную подсказку к открытому властями мемориалу, памятнику или знаковому месту, причем в гипертрофированном виде. А вот такой нормальной, рабочей навигации, у нас практически не было.

Но, конечно, главное - это не качество шрифта или материала подложки, не размер табличек. Главное - это система. Любая самая хорошая навигация с прекрасным шрифтом и композицией не будет работать, если она будет стоять в неудобных для этого местах. Одна из самых лучших навигаций, на мой взгляд, сделана в крупных городах Италии. Она исчерпывает все потребности водителя. Знаки появляются ровно там, где у тебя возникает вопрос, они умело и заботливо сочетаются в основных формах - в нанесении на асфальте, установках на столбах, больших световых табло над дорогой, где появляется информация о пробках, о погоде, о каких-то происшествиях. Если говорить про пешую навигацию, то там все несколько иначе и есть перевес в сторону аутентичности табличек и средств, которыми эта навигация осуществляется. Большинство городов Италии - исторические, и у меня есть ощущение, что таблички в Риме, Флоренции или Болонье, например, сами по себе являются предметом охраны. Они выполнены из камня, расположены достаточно высоко, имеют большой и понятный размер, написание только на родном языке. В Риме это особенно хорошо видно. Такие таблички являются частью архитектуры и составляют общий визуальный ряд с фасадами и другими архитектурными элементами, при этом очень хорошо выполняя свою основную функцию. То есть это та навигация, которая не только аутентична, но и функциональна.

Противоположный полюс - Нью-Йорк, где пешеходная навигация абсолютно утилитарна. Это большие таблички, чаще всего установленные не на фасадах, как в Риме, а на отдельных опорах, просто потому, что фасады в Нью-Йорке другие, на них иногда нет даже плоскостей, где можно было бы расположить табличку. В Нью-Йорке больше работает сервисная функция и, поскольку это город высокой графической культуры, то и шрифт там достаточно рабочий. Что-то среднее из себя представляет Лондон, где сочетаются в разных районах города оба подхода.

Пешая навигация - это целый блок, который включает в себя таблички на фасадах домов, пилоны (вертикальные элементы с дополнительными схемами, картами, названиями улиц), вмонтированные в пешеходное покрытие таблички с указателями направлений, туристических центров, сервисов и даже исторических событий. Такие таблички часто можно увидеть в Германии и Бельгии, например. Они очень хорошо выполняют функции декоративного элемента и даже фотопоинта, в то же время, это некий гид по городу, который интересен и туристам. То есть ты можешь сказать: «Дойди до большой таблички, там и встретимся». Или ты просто прочитаешь информацию на такой табличке и поймешь, хочешь ты подниматься в гору, чтобы посмотреть какой-то замок, или нет.
Вот мы сейчас с вами шли по улице и пока мемориал не показался из-за угла, мы и понятия не имели, что он там будет. Соответственно, если бы мы приехали в Ростов первый раз, мы бы, может быть, сюда и не отправились.
На всех памятниках архитектуры в Ростове есть таблички, довольно понятные и, если не говорить про их дизайн, то, в принципе, они свою функцию выполняют. Но давайте посмотрим на состав этой навигации. Здесь есть герб Ростова-на-Дону, есть описание, что это памятник, название, дата и суровое предупреждение. Ничего направленного на человека здесь нет. То есть это не объект навигации, а скорее, государственное клеймо, которое предупреждает потенциальных вредителей и объясняет права государства на здание. Кроме этого, здесь, как и везде в казенном языке, есть много смешных моментов, неприемлемых для навигации. Это касается, например, запятой в тексте, также вместо того, чтобы просто написать год, зачем-то стоит еще «дата создания», плюс сама компоновка, внешний вид, плохая шрифтовая работа, но при этом очень сложные, дорогие в изготовлении элементы.
Новые синие таблички не сочетаются ни с чем. По своему размеру и дизайну, на мой взгляд, они больше похожи на рекламу небольшого магазина продуктов. Да, там видно, что написано, но если представить, что это и есть тот дизайн-код, с помощью которого Ростов предполагает общаться с жителями и гостями города, то, наверное, это очень плохой способ рассказать о себе. Размеры этих табличек трудно вписываются в историческую среду центра города. Их элементарно сложно кое-где смонтировать, габаритные размеры превышают те, которые нужны, чтобы считывать информацию. Разделение номера и названия - это вообще устаревшая схема. Опять таки, в итальянских городах такая схема работает, но принципиально иначе решается. Навигационный принцип там очень простой и понятный: на перекрестке каждой улицы есть ее название, а дальше у каждого дома свой номер. Это очень правильно, исчерпывает потребности и пешехода, и водителя. А вот размещать и номер дома, и такую большую табличку на каждом доме, это не только бессмысленное расходование государственных средств, но также и говорит о том, что люди, которые этим занимаются, не являются экспертами в навигации. Если посмотреть на эту табличку, то вроде как все сделано для людей. Номер дома, улица, внизу мелких шрифтом еще по-английски, причем по-английски написано B. Sadovaya, потому что не поместилось, а по-русски «Большая Cадовая». Что я считываю с этой таблички? Что люди очень старались. Она большая, красивая, синяя. Что мы не очень хотим здесь видеть гостей, потому что английский плохо различим. Слово «улица» написано целиком, что для меня достаточно забавно, ведь нет необходимости это писать, понятно, что мы не на площади. Номера домов - это полезная штука в некоторых случаях, но если на всех домах есть номера, то рисовать стрелочки, куда идти, не нужно. Нужно сменить сам подход и сделать на всех домах таблички с номерами в едином стандарте.

На мой взгляд, одна из лучших в мире систем навигации применяется сейчас в Москве. Это мой личный и пристрастный опыт путешественника. Все четыре задачи, включая дизайн-код города, в Москве выполняются на отлично. Причем, я не имею в виду только центр и Садовое кольцо, и даже не третье транспортное, я имею в виду всю Москву, может, за исключением некоторых подмосковных городов. Московскому правительству удалось добиться того, что навигация стала системной, не требующей лишних затрат, очень логичной и связанной между собой. Если ты путешествуешь по индустриальной зоне Москвы, то считываешь достаточно понятные таблички с направлениями. Если ты ближе к центру Москвы, то, соответственно, увеличится и количество пешеходной навигации. Вдобавок, если это Садовое кольцо, то там очень активно включается слой описания объектов и местности: пилоны с картами, отдельно стоящие на выходах из метро, например, великолепно разработанные и работающие на русском и английском языках, дополнительно вмонтированные навигационные элементы, как в плоскость пешеходного покрытия, так и в стены домов, плюс интересные арт-объекты, которые больше относятся к теме современного искусства в районе парка Музеон или Крымской набережной - все вместе они делают прогулку чередой приятных открытий. Я бы сказал, что в Москве сейчас сосредоточено максимальное количество функциональности для тех, кто хочет развивать навигацию в своем городе. Я бы учился именно там.

Продолжаем тему канцеляризма. Это не то чтобы навигация - это дорожные знаки. Высота установки соответствует ГОСТам именно дорожных знаков, как и размер, и начертание. С точки зрения дорожных знаков - претензий нет. Они качественные, хорошие. Но к городской навигации их отнести нельзя. Что касается логики описания культурных объектов, я думаю, что тут есть момент бюрократии и рандомности результата. То, что нужно показать, где Таганрог и где Новошахтинск - понятно. А вот то, что выделено коричневым цветом - это культурные объекты, которые должны быть как бы интересны путешественнику на машине. Про ипподром вопросов нет. А вот памятник Ушакову - это спорный момент. Может быть, действительно, Федор Ушаков интересен большинству автомобилистов, но я бы здесь лучше написал «Набережная», на которой, в том числе, находится и памятник Ушакову. Это было бы логично.
А вот это вообще очень интересная вещь. По идее, эти указатели должны дополнять дорожные знаки и рассчитаны на пешеходов. Но если посмотреть на эту конструкцию, становится понятно, что ее главная функция - нести на себе рекламу ремонта квартир. Потому что считывается то, что ближе к глазам пешеходов и «ремонт квартир» находится как раз на таком комфортном уровне, а вот указатели на культурные объекты, напротив, находятся на уровне середины дорожных знаков. То есть это просто рекламная стела, у которой есть еще некое дополнение, сделанное ради того, что здесь разрешили разместить рекламу. Для примера, в Москве конструкции подобного плана в два раза меньше - они ниже, и сечение несущей конструкции уже, и сами таблички меньше, но при этом шрифт на них крупнее.
Если дорожные знаки сделаны профессионально, то эта навигация сделана с максимальным непрофессионализмом, как по отношению к цвету ( в Москве, например, используют серый цвет), но даже и с цветом можно было бы согласиться, хотя он не самый позитивный для пешеходной навигации, и даже с пиктограммами, весьма условными по своей читабельности, но шрифт настолько маленький по размеру, что нужно только подходить поближе. Изображение стрелки - усложненное, использована белая подложка, это перегруз дополнительными элементами. Есть несоответствия английской версии. «Театральная площадь» будет звучать не так. Для навигации нужно писать оригинальные названия на латинице, потому что человек, который захочет спросить дорогу, спросит именно «Teatralnaya ploshad». Причем, на соседней табличке, написали «Rostov-Glavny", правда, очень скромным шрифтом. Но написали правильно. Для того, чтобы эта конструкция стала пешеходной навигацией, ее нужно уменьшить по высоте, переделать дизайн табличек и убрать всю рекламу.
Посмотрите, здесь одновременно находятся восемь столбов с указателями. Это очень напряженное место. Поэтому я бы ставил здесь не столб, а пилон с небольшой картой и указателями, что сделает его более функциональным.
У нас целое министерство культуры занимается охраной памятников, а какое-то другое ведомство благополучно калечит эти памятники вот такими табличками. Плюс никакой аутентичности. Такая табличка могла бы быть где-нибудь в Кишиневе или в Перми, сказать, что это ростовская табличка я точно не могу.
Эта маленькая табличка с надписью «Comstar» - попытка коллаборации между властями и компанией МТС, когда администрация, желая решить проблему с навигацией, предложила компаниям размещать рекламу вместе с названиями улиц и номерами домов. Мое отношение к этому отрицательное, потому что за этим нет системы, такое невозможно сделать по всему городу, плюс меня не радует активная реклама какой-то одной компании. Но если речь идет об отдельных культурных объектах, то почему нет. Есть много примеров, когда объектная навигация делается именно за деньги спонсора и получается очень интересно и хорошо.
Вот это пример почти идеального решения навигационной таблички государственного предприятия. Я хотел бы видеть все, что связано с властью, именно в таком виде - абсолютно понятно, доступно, графически правильно и современно.
Вот очень хороший пример городской навигации. Это навигационный пилон, выполненный из самых простых средств. Здесь есть все. Пиктограммы того транспорта, который здесь ходит. Название остановки. Правда, опять-таки, с доминированием русского языка. Очень понятное и хорошо читаемое расписание движения с указанием диапазона между маршрутами, обозначением цветом, маршруты движения транспорта, а также карта, куда входят и правительственные, и культурные объекты. Спасибо Минтрансу, что они закрыли вопрос, который должен был решаться той навигацией, где нам рассказывают про ремонт квартир. Плюс по QR-коду можно еще зайти в приложение и отследить движение транспорта. К дизайну у меня тут практически нет вопросов. Это очень продвинутая история.
Мне иногда кажется, что эти штуки делает какой-то бот. Он не знает, кто такой Горький, что это за парк. Зачем Горького взято в кавычки? Совершенно непонятно.
Навигация в подземном переходе по идее, может быть не только функциональной, но и аутентичной, нести на себе элементы, присущие конкретному месту, иметь какую-то городскую символику. Здесь она сделана очень неплохо, надежно, антивандально. Здесь как раз можно говорить о спонсорской помощи, на такой навигации вполне может появиться логотип банка или того же МТС, а в будущем было бы здорово установить здесь тачскрин, например.
Здесь я, опять-таки, вижу только рекламу. Смущает и формулировка «Музей ИЗО», у него есть официальное название вообще-то - Ростовский областной музей изобразительных искусств.
На этом павильоне хочется остановиться отдельно. Очень привлекательная, современная форма, качество дизайна и исполнения - на уровне лучших европейских столиц. В то, что это останется питьевой галереей, я не особо верю, потому что вложенные инвестиции достаточно высоки и тот, кто их вложил, ждет возврата. Думаю, что скоро мы здесь что-то увидим. Если бы спросили меня, я бы расположил здесь туристско-информационный центр. Он выглядит привлекательно, расположен удачно. Здесь можно сделать точку продаж футбольного и гандбольного мерча, карт Ростова, открыток. Это было бы прекрасно. Это точка, которая работала бы на туристов 100%. Если здесь поместится небольшой кафетерий со снэками и напитками - тоже будет хорошо, но фокус должен быть на туристов, а не продажу еды и напитков.
Я заговорил о нем потому, что расположение настоящего туристко-информационного центра абсолютно казенное, на мой взгляд. Вот мы сейчас идем и видим, что он закрывает примерно четверть горизонта глухим торцом, что создает небезопасную зону, мешает просматривать центральную площадь парка, символику, посвященную нашей стране. Но если он уже здесь стоит, давайте сделаем хотя бы стеклянный фасад и вывеску с задней стороны. Технология его изготовления - не самая дешевая и, более того, абсолютно чуждая городу. Это шале будет более уместно где-то в горах. В городе же оно выглядит странно. Такое впечатление, что никто не думал, как это впишется в город. .