Сегодня специалисты фиксируют повышенный спрос на среду, сочетающую различные функции. Именно гибкая планировочная структура территорий и архитектурно-планировочные решения зданий позволили бы обеспечивать высокое качество жизни городского населения. При таком развитии городские кварталы в историческом центре постепенно можно превратить в универсальные пространства. Для этого, к примеру, промышленные здания возможно трансформировать в офисы, офисы — в жилые и торговые помещения. В мировой практике объёмно-пространственные и архитектурные параметры развития городских территорий основаны на объёмно-пространственных характеристиках застройки и её взаимодействия с общественными пространствами. Градостроительный кодекс РФ обеспечивает возможности для такого регулирования с помощью Правил землепользования и застройки. Однако практика применения документа демонстрирует нехватку регулирования объёмно-пространственных и архитектурных качеств возводимой застройки, необходимого для формирования комфортной городской среды.
«Уже в начале 2000-х разрабатывался концепт развития исторического центра Ростова-на-Дону. В 2007 году проектом занимался институт Урбанистики из Санкт-Петербурга, в 2008 году дочерняя структура регионального комитета по охране памятников «Донское наследие» разработала уточненную версию с опорой на концепцию проекта питерской организации. В изначальном проекте высотность новых зданий была регламентирована в историческом центре не выше шести этажей. Согласно новому проекту «Донского наследия» можно будет строить здания высотой уже до 10 этажей. Исчезло внимательное, вдумчивое и деликатное отношение к исторической среде. Удивительные изменения, - отмечает координатор общественного движения «МойФасад», руководитель специальных проектов благотворительного фонда Ильи Варламова по сохранению исторического наследия «Внимание» Елена Чернышева.
Чем ценен Ростов? Тем, что у нас более-менее целостно сохранилась историческая квартальная среда и нам важно её сохранить. Точечно сохранять исключительно архитектурные памятники не имеет смысла. Когда памятник зажат между новыми многоэтажными зданиями вокруг, он визуально теряется. Архитектурным памятникам для адекватного восприятия необходим естественный исторический фон.
Я не считаю, что должна быть единая жесткая норма этажности для всей территории, где есть плотная историческая застройка или три зоны, как сейчас предлагается в новом проекте. Мне кажется, что необходимы гибкие регламенты, согласованные с особенностями того или иного квартала.
В новой версии регламентов также прозвучало предложение застраивать территории, где есть историческая застройка в «историческом» стиле. Абсолютно не поддерживаю эту идею. Нет такого определения, как «исторический» стиль, по факту – это просто рекомендация использовать архитектурные элементы предыдущих эпох. Такой подход даст городу всплеск безвкусной архитектуры, фейковые «исторические» здания – дешёвая имитация.
Я не считаю, что стоит двигаться в этом направлении. Важно, чтобы новые здания в историческом центре были соразмерны уже существующим, чего как раз новый проект не учитывает. Стоит проводить открытые архитектурные конкурсы, стремиться к тому, чтобы сохранить все подлинное, что возможно и поощрять появление современной, интересной архитектуры, удачно вписанной в историческую среду», - считает Елена Чернышева.
По её словам, в качестве положительного примера сохранения исторического центра можно рассмотреть Стамбул, где историческая застройка гармонично «живёт» с соседними зданиями. Обычно туристы начинают своё знакомство со Стамбулом с площади Султанахмет, где достопримечательности расположены в пешей досягаемости. Городские власти зачастую ветхие здания просто сносят вместо попытки интегрировать историческую застройку в городскую среду. Однако прежде, чем пустить тот или иной объект под бульдозер, нелишним было бы прислушаться к мнению специалистов международного уровня. Так, опытом грамотного сохранения исторических объектов в одном из своих интервью поделился руководящий партнер бюро SPEECH, руководитель берлинского офиса nps tchoban voss Сергей Чобан. Он обращает внимание на то, что архитектура очень часто работает по принципу внешнего контраста, то есть выбирается историческая среда, в которую «сажается» контрастное здание. Такой принцип развития исторической территории, по его мнению, является не очень верным. Куда более гармоничным стало бы создание некоего контраста внутри самого здания. При этом необходимо учитывать мнение жителей и что больше подходит конкретной части территории, уверен он.