Концепция 15-минутного города в контексте пешеходной доступности городских сервисов
Чтобы улучшить качество жизни в городе, необходимо уменьшить радиус доступа к первоочередным функциям – досуг, работа, образование, благосостояние.
Задача обеспечить всеми предметами первой необходимости каждый район/квартал решается с помощью более тщательно интегрированной городской структуры, в которой магазины объединяются с домами, бары - с медицинскими центрами, а школы - с офисными зданиями.

Именно концепция 15-минутного города, разработанная американскими планировщиками около 100 лет назад, не перестаёт быть актуальной, особенно в период пандемии. Сейчас городские жители находятся в режиме самоизоляции, совершают короткие прогулки до ближайшего магазина, аптеки. Чтобы получить товары и услуги первой необходимости, люди не должны быть вынуждены пользоваться общественным транспортом, где увеличиваются их контакты друг с другом.

Доступная среда способствует замене поездок на личном транспорте на пешие прогулки, что позволяет горожанам сэкономить на транспортных расходах, вести здоровый образ жизни. Также компактность городской среды повышает уровень доверия между соседями многоквартирных домов, позволяет жителям создавать локальные сообщества, принимать активное участие в общественных проектах.

Идея "зоны пешеходной доступности" подразумевает под собой наличие в каждом квартале школы, системы парков, скверов, торговой зоны, общественных зданий, расположенных в шаговой доступности.
Источник изображения: https://www.moreno-web.net/
В России частично внедрён опыт использования данной концепции. Например, в строительных нормах 1958 года уточнялось, что зона обслуживания детского сада должна составлять 500 метров (теперь её сократили до 300 метров), школы — 1 км (сейчас до 500 метров).

Новый стандарт комплексного развития территорий продолжает идею 15-минутного города, увеличивая в микрорайоне долю площадей для объектов торговли, услуг, досуга и внедряя многофункциональность в городское проектирование.

Помимо улучшения жизненных условий для людей, преимущества от плотной многофункциональной застройки имеют представители бизнеса.
Во многих странах качество среды оценивается с помощью системы индексации Walk Score. Для каждого адреса система анализирует сотни пешеходных маршрутов к близлежащим объектам инфраструктуры. Баллы начисляются в зависимости от расстояния до удобств в каждой категории. Инфраструктура в 5 минутах ходьбы дают максимальные баллы. Так, например, на территориях, оцененных в 90-100 баллов, ежедневные задачи горожан не требуют использования автомобиля. Согласно исследованиям, повышение данного индекса на 1 из 100 пунктов приводит к росту цен на недвижимость примерно на 500-3000 долларов.

Благодаря облачной платформе городских данных КБ Стрелка мы изучили пространственные данные Ростова-на-Дону, в том числе пешеходную доступность городских сервисов – адаптированный индекс WalkScore.

С помощью общего показателя, мы выяснили, что к наиболее обеспеченным сервисами и инфраструктурой территориям( < 90 баллов) относятся: часть Кировского района (до моста), большая часть Ленинского района, район Рабочего городка, центр СЖМ (проспект Космонавтов) , часть ЗЖМ (в районе проспекта Стачки).
Общий индекс доступности инфраструктуры.
Источник изображения: Платформа городских данных КБ "Стрелка"
Кроме промзон вокруг города, наиболее низкий индекс доступности имеют такие территории, как зона между улицами Текучева и Нансена, микрорайоны Чкаловский, Темерник, Каменка, Военвед, Суворовский, район Ботанического сада и Левого берега ( < 60 баллов, то есть только некоторые задачи жители могут выполнять без автомобиля).
Индекс доступности объектов образования.
Источник изображения: Платформа городских данных КБ "Стрелка"
Не менее важной является разница между доступностью к объектам образования и объектам здравоохранения/магазинам в Ростове. То есть, жизненно необходимые товары и услуги для горожан расположены недостаточно близко.
Индекс доступности магазинов и объектов здравоохранения
Источник изображения: Платформа городских данных КБ "Стрелка"
Результаты исследований демонстрируют необходимость развивать и насыщать инфраструктуру на вышеперечисленных территориях, повышать пешеходную доступность.

Просим органы муниципального управления, проектные бюро, градостроителей обратить внимание на важность использования городских данных в предпроектных исследованиях и социокультурном программировании, так как они могут стать отличной базой для вашего успешного проекта благоустройства.